КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ВОПРОСАМ МЕДИАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Рекомендации
Участиками круглого стола стали представители Верховного суда РК, депутаты Парламента РК, представители местных судов, аппарата Верховного суда и Комитета по судебному администрированию при Верховном суде, других государственных органов, а также ученые, представители международных и неправительственных организаций.
Заседание проходило в 3 сессиях, на которых обсуждались вопросы приоритетов и потребностей Казахстана по введению Медиации, международного опыта альтернативного разрешения споров и стратегических аспектов развития медиации в Казахстане.
В работе круглого стола выступили с докладами депутат Мажилиса Парламента Светлана Федоровна Бычкова, Сулейменов Майдан Кунтуарович, видный ученый, занимающийся вопросами альтернативного разрешения споров, Перуашев Азат Турлыбекович, президент Союза Атамекен и другие участники заседания.
В качестве международного эксперта в работе круглого стола принимала участие г-жа Анни Демирчан, Руководитель Департамента демократического управления Регионального Центра ПРООН в Братиславе, по роду своей деятельности занимающаяся такими вопросами, как права человека и правосудие, эффективное управление и региональное развитие, реформа государственного сектора и антикоррупционные меры. В ходе предстоящей недели Анни встретилась с рядом государственных органов и заинтересованных организаций. Анни поделилась опытом, накопленным в страновых офисах ПРООН. Также г-жа Демирчан имеет более чем 15-летний опыт работы медиатором в Канаде.
Основной целью мероприятия было обсуждение перспектив развития медиации в Казахстане и выработать План дальнейший совместных действий.
Участники Круглого стола, обсудив выступления представителей судебной власти, известных деятелей юридической науки, включая международных экспертов, отмечают, что последовательно проводимые в стране преобразования позволили добиться значительных результатов в реформировании судебно-правовой системы.
За годы независимости усилием всего судейского сообщества создана до определенной степени полноценная, самостоятельная, судебная власть, способная защитить права и свободы граждан, обеспечить законность и стабильность в обществе.
Поэтому граждане стали чаще обращаться в суд, что свидетельствует о росте доверия к ним, о доступности судебной защиты. Реализация в прошлом задач судебно-правовой реформы сняла остроту многих проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием организационно-правовой и материально-технической базы казахстанского правосудия. Успехи судебной реформы во многом определялись поддержкой гражданского общества в целом, законодательной и исполнительной власти, но также есть некоторые недочеты, которые не способствуют полноценному проведению реформ.
Участники круглого стола, отмечая важность и необходимость дальнейших преобразований в судебной системе, считают, что продвижение вперед возможно лишь при значительном совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с судопроизводством. При этом отмечалось о повышении роли досудебного урегулирования споров.
В ходе обсуждения этой актуальной темы, имеющей значительную роль в фрагментах жизненных ситуаций и юридической науке, были озвучены рекомендации о необходимости создания оптимальных правовых условий для существования досудебного урегулирования споров и ее закрепления в законодательстве.
Правовое регулирование медиации должно представлять собой результат всестороннего, основательного теоретического анализа и практического опыта. Для того, чтобы упорядочить процедуру системного внедрения медиации в Республики Казахстан следует выработать четкую программу, с элементами юридической и психологической техники, на основе которой должна быть обеспечена гармония интересов между сторонами исключающая их конфронтацию.
Таким образом, приняв актуальность рассмотрения вопросов развития альтернативных способов разрешения споров в Казахстане, достижения правовой системы в области регулирования коммерческого арбитража, повышая роль развития правовой регламентации вопросов международного арбитража и деятельности третейских судов, вопросов коммерческого права,
учитывая, что Концепция правовой политики Республики Казахстан на 2010 -2020 годы в качестве мер по совершенствованию гражданского процессуального законодательства ориентирует на закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесудебных форм защиты гражданских прав;
признавая значительный положительный опыт в развитии альтернативных способов решения споров негосударственными институтами Казахстана, широкое распространение использования организациями неправительственного сектора арбитражных процедур, в экономических спорах и примирительных процедур при разрешении потребительских, семейных, трудовых споров,
определив важность конструктивного взаимодействия судебной системы и неправительственного сектора в развитии внесудебных форм защиты,
исходя из необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы для максимальной реализации прав участников по спорному делу,
при этом придавая особую важность принципам верховенства права, обеспечения доступа к правосудию, в том числе социально незащищенных слоев населения, закрепленных в основополагающих международных документах, выработали следующие рекомендации:
в части законодательного регулирования:
1) Верховному Суду, Министерству юстиции, другим заинтересованным организациям (по согласованию) создать межведомственную рабочую группу для выработки согласованных подходов в правовом урегулировании применения медиации для содействия ускорения принятия соответствующего законодательства по вопросам альтернативных способов разрешения споров;
2) внести дополнения в ГПК о примирительных процедурах и медиации в гражданском процессе, рекомендовать судьям широко применять примирительные процедуры;
3) на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» принять закон «О согласительной процедуре с участием посредника (посредничества) в гражданском судопроизводстве;
1) всем участникам круглого стола и заинтересованным организациям активно освещать деятельность по развитию и использованию медиации и других способов альтернативного разрешения споров в средствах массовой информации, включая печатные издания, в частности публикация статей на основании материалов прошедшего круглого стола в целях повышения уровня информированности и доверия граждан к медиации;
в части укрепления сотрудничества судебной системы с международными и неправительственными организациями:
1) Верховному Суду распространить в судах регионов, имеющих центры медиации по потребительским и другим спорам, рекомендации по широкому использованию примирительных процедур на досудебной стадии урегулирования споров;
2) поддержать инициативы ПРООН в Казахстане, Братиславского регионального центра ПРООН совместно с Верховным Судом Республики Казахстан по дальнейшей разработке программ и проектов по вопросам внедрения медиации в Республики Казахстан;
3) поручить ПРООН в Казахстане совместно с Верховным Судом РК разработать Программу посреднического разбирательства в Казахстане с последующим планомерным и последовательным внедрением в хозяйственную жизнь страны;
4) продолжить сотрудничество судебной системы и ПРООН в Казахстане в части проведения дополнительных мероприятий по пилотному введению медиации (обучение медиаторов, тренеров);
5) определить в качестве приоритетного направления для проведения пилотных программ по использованию медиации в судах дела, связанные с несовершеннолетними и семейные споры.
6) ПРООН в Казахстане и Братиславскому региональному центру дать предложения по существующим институтам обучения и сертификации медиаторов за рубежом;
7) ПРООН в Казахстане и Братиславскому региональному центру проработать возможность привлечения эксперта по медиации по делам несовершеннолетних;
Представляется, что данные рекомендации будут основательно изучены и приняты во внимание при дальнейшем совершенствовании судебной системы.